По Норвегии на автомобиле

| 20 мая 2008 | Рубрика: Норвегия

По Норвегии на автомобиле

«Норвегия. Ощути силу природы» — говорит Совет Норвегии по туризму. По всей Москве развешаны рекламные щиты с этой фразой. Впервые мы с женой дико захотели поехать в Норвегию, увидев в каком-то фильме поразительной красоты фьорд. Затем я узнал, что National Geographic признал фьорды Норвегии лучшей туристической достопримечательностью в мире. Решение было однозначным — хотим путешествие в Норвегию!!!

Норвегия — очень дорогая страна, самая дорогая в Европе. Это было единственное, что останавливало. Но мы все же решились. И нисколько не пожалели. На этот раз мы решили поехать как давно мечтали — методом «fly&drive». Т.е. прилетаем на самолете, берем прямо в аэропорту машину в аренду и вперед по Норвегии, по спланированному маршруту. Перед вылетом машина сдается в аэропорту чистая и с полным баком. Это конечно отдых не для всех, так как таит много подводных камней. Тем не менее я очень доволен поездкой. А будущим путешественникам буду давать советы (выделю курсивом), чтобы не спотыкались о те же грабли, что и мы.
Начнем с цен. Для ориентира — умножайте цены в NOK на 5, получите рубли. Говорят, в Норвегии дорогой алкоголь? Это неправда. Там дорогое абсолютно все. Продукты — раз в 5 выше, чем в Москве. Бензин — порядка 13 NOK за литр. Так что в Норвегии готовьтесь к большим тратам. Без кредитной карты будет тяжело, ибо например заправки Норвегии в основном все без обслуживающего персонала, бензин наливаете сами и расплачиваетесь кредиткой прямо на колонке. Также кредиткой можно расплатиться в магазинах, ресторанах и во многих автоматах, например по продаже талончиков или на мойке. Но и наличные обязательно имейте! Кое-где все же кредитки не принимают. А например в городе Voss ни один банкомат мне по карте денег не выдал, чем заставил меня понервничать.




Не верьте, что в Норвегии холодно. В Москве, было 15 градусов. В Норвегии — столько же. Но не могу понять почему — в Норвегии тепло! Все ходили в шортах и футболках и не мерзли даже в горах, где снег лежит! Поразительная страна.
Норвежские дороги полны сюрпризов.Я раза 3 приезжал в отель глубокой ночью — неправильно рассчитывал время в пути. Тут я дам сразу несколько важных советов для желающих поехать в путешествие по Норвегии на автомобиле:

  • Планируя маршрут по Норвегии, узнавайте расписание паромов — почти все ходят до 23.00, но некоторые до 17.00 и до 2-х ночи. Однажды, опоздав на паром, мы объезжали километров 300.
  • Планируя маршрут по Норвегии, узнайте, открыты ли горные дороги — одна из дорог в Гейрангере была закрыта и мы потеряли часов 5 времени, объезжая.
  • Посчитайте время в пути и умножьте раза в 1,5 — 2. Горные дороги Норвегии полны серпантинов и разных сюрпризов, таких как очень долгие светофоры или проезд по тоннелю с обязательным сопровождением патрульной машины. Из-за ошибки в расчетах мы опоздали аж на 1,5 часа на путешествие «Норвегия в миниатюре», хотя и выехалии из Бергена в Восс за 2 часа! К сожалению, «Рострэвел» не почуствовала за собой вины, что не рассказал о времени маршрута, и не вернул деньги за экскурсию. А это между прочим 240 Евро.
  • Не забывайте — Вы путешествуете, чтобы насладиться ландшафтами, поэтому часто будете останавливаться. Это тоже время.
  • Не забудьте где возможно спрашивать чеки системы Global Refund. Tax free в аэропорту работает не круглосуточно, если хотите вернуть налоги в России — не забудьте поставить штампы на таможне!

На дорогах Норвегии вы не встретите полицейских, разве что в крупных городах. Но не советую превышать скорость (каюсь, сам грешил) — повсюду стоят камеры и Вас моментально вычислят. Хотя и о камерах предупреждают специальные дорожные знаки, будьте внимательны.
По дороге Вы постоянно будете встречать оборудованные места отдыха. Как правило, они находятся в местах с самыми живописными видами, где я и сделал большинство своих фотографий. Также очень много кемпингов. Кто желает сэкономить, можно воспользоваться — это раза в 2 дешевле отелей и довольно неплохо по качеству.
В Норвегии можно встретить множество представителей животного мира. Будьте осторожны, можно ненароком сбить! Смотрите на дорожные знаки. Нам по пути встречались олени, лоси, лиса рыжая и чернобурка, заяц, ежики. Видно, что в Норвегии природу берегут — звери чувствуют себя очень комфортно и машин особо не боятся.

Норвегия. Fly&drive. Nissan X-Trail. Норвегия. Fly&drive. Тоннель. Норвегия. Fly&drive. Место отдыха. Норвегия. Fly&drive. Туалеты в местах отдыха.
Nissan X-Trail — в самый раз для горных дорог. Один из множества норвежских тоннелей. Оборудованное место отдыха у дороги. В местах отдыха Норвегии есть туалеты.
Норвегия. Fly&drive. Паром через фьорд. Норвегия. Fly&drive. Мост. Норвегия. Fly&drive. Атлантическая дорога. Норвегия. Fly&drive. Чистейшая вода.
Паром через фьорд. Мост через пролив. Атлантическая дорога — «стройка века» Норвегии. Чистейшая вода норвежских горных рек.
Норвегия. Fly&drive. Ремонт дороги. Норвегия. Fly&drive. Отель "Rica Gardemoen" Норвегия. Fly&drive. Отель "Loenfjord" Норвегия. Fly&drive. Отель "P-Hotel" в Бергене.
По дороге встречаются различные коллизии. Отель «Rica Gardemoen» Отель «Loenfjord» Отель «P-Hotel» в Бергене.
Норвегия. Fly&drive. Бомж. Норвегия. Fly&drive. Норвежские байкеры. Норвегия. Fly&drive. Натуральная кровля. Норвегия. Fly&drive. Олени.
И там есть бомжи! В Норвегии много байкеров. Крыши норвежцы часто кроют натуральным камнем. Стадо оленей.
Норвегия. Fly&drive. Разведение сёмги. Норвегия. Fly&drive. Рыболовецкий аквацентр. Норвегия. Fly&drive. Рыбацкий домик. Норвегия. Fly&drive. Норвежские рыбаки.
Так разводят знаменитую норвежскую сёмгу. Рыболовецкий аквацентр. Рыбацкий домик. Жизнь норвежских рыбаков.

Ответы на вопросы о Норвегии

Это дополнительный раздел, в котором я отвечаю на вопросы читателей по моему очерку о путешествии по Норвегии на автомобиле.

 

Анна, июнь 2008 г.

 

Мы планируем поездку в августе на 10 дней по Норвегии на автомобиле. Увидела Ваш рассказ, желание укрепилось. Хотела попросить Вашего совета по маршруту. Я купила путеводитель LP, пересмотрела кучу сайтов, но так четкий маршрут пока не смогла спланировать. Т.к. Вы везде проехали, может быть, дадите совет? Мы прилетим в Берген, хотим провести там 3 дня (не много?). У нас ребенок 1,5 года, мы с мужем и мама. Далее я хотела посетить Согнефьорд, Гейрангенфьорд и Хардангер. Нужно ли заезжать в Олесунд? И спускаться вниз к Лисефьорду? Где Вы покупали карту (или брали автомобиль с GPS?) Как спланировать передвижение по дорогам? Ездили ли Вы на паромах смотреть фьорды, или из автомобиля и так хорошо видно и нет необходимости в миникруизах? Ещё хочется проехать по железной дороге Флом, но мы же на машине, т.е. придется в оба конца билет брать, да?
В общем, если у Вас возникла какая-нибудь идея маршрута, я была бы очень рада этой информации. Имея маршрут, мне легко заказать отели и спланировать всё остальное. Да, хотели в Бергене 3 дня и 5 дней на поездку на автомобиле или 2 + 6, как посоветуете?

 

Рад, что мой рассказ помог Вам определиться с выбором! Норвегия — это просто сказка! Не пожалеете. Но готовьтесь к большим тратам.
На Берген, как мне кажется, достаточно 2-х дней — поесть крабов, погулять, но лучше посмотреть природу Норвегии — мы много чего не успели. Что касается фломанской железной дороги — можно купить в России билет «Норвегия в миниатюре». Наверное, это интересно (я туда опоздал). Считайте, что это третий Ваш день пребывания. Мы выехали за 2 часа, но ехали 4,5! Путешествие начинается из Восса в 10.00, Вы оставляете машину на вокзале. Далее — поезд до Флома, потом кораблик по Неройфьорду, а потом автобусом обратно до Восса. На двоих + ребенок все нам обошлось в 240 евро. Почему опоздали? Мы по ошибке оказались на 7-й дороге, а надо было ехать по Е16. Плюс не совсем поняли, что надо сразу на вокзал ехать — именно там меняют ваучер на билеты, а мы искали центр туристической информации в Воссе, где нам ничем не смогли помочь. В любом случае выезжайте за 4 часа. А обратно все равно по 7-й проехайтесь, вдоль Хардангерфьорда. Там очень красиво.
Четвертый день выезжайте из Бергена, через паром в Лавике (один из немногих, работающих почти круглосуточно) вдоль Согнефьорда по 55-й, там красиво, в Согндале сворачивайте на 5-ю в сторону 39-й и остановитесь на ночь где-нибудь в Лоэне. Если успеете — от Лоэна по маленькой дорожке вверх до Бодала, там можно потрогать ледник Ёстедалсбреен. Мы почему-то забыли заехать.
Пятый день — это конечно Гейрангерфьорд, жемчужина Норвегии. Если дорога через Далсниббу открыта — езжайте прямо через нее в Гейранггер. Виды потрясающие! Из Гейрангера паром до Хеллесилта — там водопады красивые. Ну и очень быстро в Олесунн. Если не успеете — не переживайте, это просто город, хоть и приятный.
Шестой день сами спланируйте, как обратно в Берген добраться. Но выезжайте очень рано. Из Олескунна в Берген ехать очень долго, все дороги горные, а в некоторых местах одна полоса вдоль скалы при двустороннем движении и через кажные 100 метров небольшие утолщения для разъезда — страшно ехать!
На паромы вы волей-неволей будете заезжать, тут и планировать нечего. Такие там дороги. Самое красивое плавание — в Гейрангере. А насчет видов не волнуйтесь. Везде, где красивые виды, организованы мини-стоянки для машин, можно все осмотреть и пофоткать. На машине мы видели гораздо больше, чем с паромов.
В Лисефьорд не успеете. Если хотите на Прекестуллен или на камень между скал — забудьте, там ПЕШКОМ надо топать 2-4 часа.
GPS у нас не было, в принципе карты понятные (в любом агентстве бесплатно дадут), но он очень помог бы. Может быть, в Восс бы успели…
Приятного отдыха!
Юлия, август 2008 г.
Нашла Ваш информативный отзыв о путешествии по Норвегии на автомобиле, спасибо что нашли время изложить материал. Никак не можем принять решение с мужем, ехать на авто самостоятельно или брать групповой тур по Норвегии. Если несложно ответьте на несколько вопросов:
Какой у вас был маршрут (города где останавливались на ночлег)?
Чтобы исключили бы и по какой причине?
Как часто приходилось ехать в темное время суток, можно ли этого избежать?
Сколько обошлось путешествие без билетов и виз?
Как бы вы посоветовали, имея опыт, проложить маршрут, сколько дней для путешествия достаточно?
И основной вопрос: самим на авто или группа? Повторили бы вы свое путешествие по Норвегии на автомобиле или все же количество авто проблем не дает расслабиться и получать удовольствие от отдыха?
Заранее спасибо за ответ.

 

Маршрут наш был таков: Осло (Гардемон) — Олесунн — Лоэн — Берген — Хардангер — Осло (центр). В принципе наверное ничего не исключал бы. Все понравилось. Единственное — надо больше времени на все, везде приходилось бегом-бегом… Обязательно надо смотреть на расписание паромов и закрытые на зиму дороги. Можете много времени потерять на объездныые пути. Темное время суток в Норвегии — понятие относительное, ибо ночи напоминали сумерки. Избежать опять же — грамотным планированием времени. Главное — успевать на паромы. Путешествие обошлось очень дорого, билеты и визы — копейки. Все вместе вышло где-то 250000 р. Если поприжаться, можно уложиться в 150000. Билеты на троих 30000, визы — недорого. Можете сами прикинуть, умножая цены на 5 — получите рубли. Цены на май 2008 г. Итак…

 

Цены в Норвегии:

  • банка пепси или воды 0,33 в супермаркете - 20 NOK
  • булочка в супермаркете дешевая - 10 NOK
  • бутылочка пива 0,33 в минибаре в отелях - 40 NOK
  • сэндвич в фастфуде большой- 50-70 NOK - это из разряда самой дешевой еды
  • бутерброд с семгой или креветками на рыбном рынке - 25-50 NOK
  • горячее блюдо в ресторане в Осло - 200-500 NOK
  • Хороший шведский стол в Хардангере - 380 NOK с человека, считается выгодно
  • Паромная переправа на машину и 3-х пассажиров - 100-200 NOK (если интересно - выложу расписание паромов, я его сфоткал прямо на пароме)
  • Парк Хундерфоссен на троих - 900 NOK
  • Дизельное топливо за литр- 13 NOK

 

Я бы с удовольствием съездил еще, по другому маршруту. Но этот маршрут выбран очень неплохо. Единственное — можно вместо Осло-Олесунн-Лоэн было взять Осло-Кристиансунн-Андалснес-Лоэн. Тогда бы мы проехали по дороге троллей и увидели бы водопад Мордалсфоссен. Олесунн не так уж интересен сам по себе. Недели вообще конечно мало. Желательно дней хотя бы 14, тогда и от езды не так уставали бы, и больше было бы времени на обзоры местности и развлечения. Например, на парк Хундерфоссен с детьми надо планировать весь день. Тогда маршрут первого дня Осло-Андалснес был бы более идеальным.
Насчет группы — однозначно нет! Только на авто! Ни от кого не зависите, встаете где хотите и на сколько хотите, можете изменить маршрут, можете заехать в магазин и вообще испытываете полную свободу! Никаких групп! Европейские дороги хороши, но и машину надо брать удобную. И тогда путешествие будет в радость. Мне понравилось именно так!
Удачногно Вам путешествия!

 

Станислав, июль 2009 г.

 

Здравствуйте! Прочитал ваш очерк по норвегии на «Весветер.ру», побольше бы таких как у вас!!!!!
В связи с этим не совсем обычный вопрос по поводу дорог: у меня хонда CR-V, полный привод. Собрался через недельку прокатиться по Норвежским горам и как на зло сломался кардан, пришлось его снять. Тепрь езжу на переднем приводе и маюсь, покупать ли сразу за очень дорого новый и ставить его перед поездкой или купить после поездки почти вдвое дешевле. Какие там дороги? Вы вроде ездили на Ниссан Триал, пользовались ли полным приводом? Народ пугает крутыми склонами и обледененьем. На столько ли все серьезно?
Буду рад услышать ваше мнение!
Заранее спасибо!
Станислав

 

Добрый день, Станислав!
Я ездил на Ниссан X-Trail, брал его в аренду в аэропорту в Осло. Машина в самый раз для горных норвежских дорог. Полный привод очень помогает, поскольку где горы – все время если не серпантины, то постоянно вправо-влево, вправо-влево… Но дороги все идеальные и абсолютно безлюдные. Поэтому в принципе полный привод нужен, но можно и без него обойтись. Дело в том, что я как раз не разобрался, как включать 4WD – инструкция к машине на норвежском была, а я был уверен, что он уже включен. Вобщем на полпути только понял, какой я лох. Включил – машина стала гораздо устойчивее, и я смог ехать быстрее. А экономия времени при плотном графике очень важна. Никаких обледенений там нет даже в горах, где вокруг снега. И склонов настолько крутых, что свалитесь, тоже нет. Все сделано для людей.
Итак, совет таков. На переднем приводе проедете без проблем, однако если почините – удовольствия получите больше.
Удачи Вам!

 

Елена, апрель 2010 г.

 

Прочитала Ваш очерк о Норвегии — очень увлекательный и главное полезный. Хотела- бы уточнить в какой период ездили и как было с погодой ?

Мы ездили в конце мая. Погода была, как у нас ранним летом. Вобщем хорошо, тепло! Посмотрите на фотках, как мы были одеты. Удачной поездки!

 

Алексей, июнь 2010 г.

 

Прочитал ваш отчет по Норвегии на сайте http://www.vesveter.ru. Взял на заметку много полезного. Спасибо:). Не могли бы вы выслать расписание паромов, о котором упоминается в одном из ответов?

 

Андрей, июнь 2010 г.

 

Здравствуйте! Собираемся в путешествие по Норвегии на машине. Подскажите, пожалуйста, расписание паромов: Hjelmeland-Ntsvik, Jondal-Torvikbyod, Eidsdal-Valldal. Заранее спасибо.

 

Вопросы о паромах участились, и я все же решился выложить расписания, которые я сфоткал на одном из паромов попробуйте в них разобраться, у меня получалось. К сожалению, других нет. Может, где в интернете поищете. Не забывайте, что расписание от 2008 года и может измениться. Хотя я сильно сомневаюсь, что что-то существенно поменяется. Так что используйте как ориентир. Да, и еще — размер файлов довольно большой…

 

Расписание некоторых паромов в Норвегии:

Расписание норвежских паромов 1 Расписание норвежских паромов 2 Расписание норвежских паромов 3 Расписание норвежских паромов 4
Расписание паромов 4
Расписание паромов 1 Расписание паромов 2 Расписание паромов 3

Ирина, Виталий, март 2011 г.

 

Здравствуйте, Илья! Спасибо за Ваш сайт. Планируем поездку в Норвегию летом. Думаем, какой вариант выбрать: взять авто на прокат, либо пользоваться общественными автобусами. Про цены паромов Вы написали — 100 — 200 NOK. Сколько примерно раз Вы пользовались паромами во время своей поездки? Хотим уточнить, много ли платных дорог (тоннелей), примерная стоимость. Скажите, сколько километров вы проехали по Норвегии всего, и сколько всего заплатили за дороги и тоннели. Как насчет въездов в города и стоянок (стоимость того и другого)? Интернет пугает тем, что все это имеется, а в каком количестве и за сколько денег все это обойдется, найти пока не можем. Заранее спасибо, Ирина и Виталий.

 

Добрый день, Ирина и Виталий! Конечно берите авто напрокат – будете ни от кого не зависеть, получите массу незабываемых впечатлений! Хотите – едете раньше, хотите – задерживаетесь. Это намного удобнее автобусов. Паромами пользовались 2-3 раза. Платных дорог и туннелей почти нет. В одном месте был платный туннель с какой-то смешной ценой, который можно было объехать по серпантину, потеряв час. Километров проехали около 2000. Так что рассчитывайте бензин. Он там дорогой, около 2 Евро за литр, может уже 2,5. Въезды в города бесплатные. Кто-то говорил про платный въезд в Осло, но мы не платили. Стоянки платные только в центре Осло. Мы платили за одну ночь всего, поэтому цену не запомнил. Денег реально надо много, Норвегия очень дорога. Обратите особое внимание на цены за продукты, я о них писал. Удачной поездки! Илья

 

По материалам очерка опубликована статья в журнале «Путешествие по свету». Подробнее в разделе «Публикации».

Метки: ,



Понравилась статья? Поделись с друзьями:

Обязательно прочтите:
Берген, Олесунн и другие города
Достопримечательности Брюгге
Катерини и гора Олимп

Отзывов нет

Ваш отзыв